Онлайнеры рвутся в небо

Малая авиация предпринимает очередную попытку ослабить ограничения на участие малого бизнеса в коммерческих перевозках. Отраслевая ассоциация вместе с Ассоциацией компаний интернет-торговли обратились в Минпромторг и Ростуризм с просьбой поддержать поправки к Воздушному кодексу, внесенные в Госдуму. Противником реформы выступает глава Росавиации Александр Нерадько, считая, что та приведет к снижению безопасности полетов. Юристы считают, что для принятия законопроекта его инициаторам все равно придется добиваться поддержки Минтранса.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась в Минпромторг с просьбой поддержать законопроект о саморегулировании малой авиации, внесенный в Госдуму 10 июня. Согласно проекту, легкие воздушные суда (с взлетной массой менее 5,7 тонны для самолета) смогут выполнять коммерческие перевозки без выдаваемого Росавиацией сертификата эксплуатанта при условии членства в профильной саморегулируемой организации (СРО). Обращение АКИТ направлено в Минпромторг по итогам совещания от 25 мая, на котором, в частности, обсуждалась доставка интернет-заказов в труднодоступные регионы.

В АКИТ отмечают, что после начала пандемии доставлять товары в такие регионы (Якутск, Норильск, Южно-Сахалинск) стало сложнее из-за сбоев регулярных авиаперевозок. Решением проблемы могло бы стать использование фидерных авиарейсов на легких судах между региональными центрами и удаленными населенными пунктами, а также по кольцевым маршрутам.

Однако малая авиация в России полностью отсутствует уже более 20 лет по причине невыполнимых сертификационных требований (ФАП-246), предъявляемых к эксплуатантам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки»,— говорится в письме.

Еще одно обращение с просьбой поддержать законопроект направлено в Ростуризм гендиректором туроператора «Авиа-Ивентс» Екатериной Троповой. Госпожа Тропова утверждает, что либерализация позволит организовывать для туристов межрегиональные перевозки и новые востребованные маршруты.

В Росавиации не ответили “Ъ”. В конце прошлого года замминистра транспорта, глава Росавиации Александр Нерадько в интервью “Ъ” называл предложения создать СРО «импровизациями, популистскими историями под предлогом того, что это приведет к каким-то немыслимым инвестициям». Он сравнивал собственников самолетов и вертолетов с владельцами люксовых авто, которые предлагают для себя отдельные правила дорожного движения.

Читайте также  Путин на пять лет продлил право иностранцев замещать должности командиров самолетов

Директор Ассоциации малых авиапредприятий Дмитрий Куликов говорит, что в соответствии с ФАП-246 компания для получения сертификата эксплуатанта должна иметь в штате семь директоров: генерального, летного, технического, по безопасности полетов, по авиационной безопасности, по качеству и по наземному обслуживанию. Эту нагрузку он называет неподъемной для малого бизнеса.

Интернет-магазины выступают за снижение требований к эксплуатантам. В «AliExpress Россия» говорят, что на Москву и Петербург приходится 18% объема заказов, а более 30% — на удаленные пункты. В компании считают перспективным развитие малой авиации через доставку товаров e-commerce, но подчеркивают необходимость соблюдения мер безопасности.

Директор цепи поставок Ozon Андрей Павлович говорит, что в первом квартале продажи в Сибири и на Дальнем Востоке увеличились на 179%, в Красноярске — на 250%, в НАО — на 673%. Проникновение e-commerce в регионы позволит развиваться местным производителям: более 80% предпринимателей, по его словам, ограничены территорией своего региона. В Wildberries говорят, что в 2019 году продажи на Дальнем Востоке выросли на 75%, в Сибири — на 80%, на Урале — на 75%. В 2020 году рост объемов продаж продолжился.

В «Почте России», которая доставляет по России значительную часть товаров e-commerce, говорят, что поставки на Дальний Восток, в Сибирь и на Урал составляют чуть более 20% от общего объема.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов отмечает, что, хотя Воздушный кодекс имеет приоритет над ФАП, едва ли поправки к нему могут быть приняты Госдумой вопреки воле Минтранса. «Министерство может направить на законопроект отрицательный отзыв, что потребует внесения в него изменений либо заблокирует его принятие»,— говорит юрист. Вопрос в том, подчеркивает юрист, удастся ли добиться поддержки инициативы не только со стороны депутатов, но и Минтранса.

Читайте также  Полная изоляция

Источник: Коммерсантъ