В России набирает обороты покресельная аренда судов деловой авиации — джет-шеринг. Принцип тот же, что и у сервиса BlaBlaCar. Клиент выкупает не весь самолет, а лишь место. И может улететь даже за рубеж. Станет ли это трендом?
В последние полтора месяца руководителю группы компаний «Центр специального проектирования и строительства» Александру Толстых пришло четыре предложения от разных компаний выкупить место в бизнес-джете и улететь за рубеж.
Цены — от 3,5 тысячи до 4,5 тысячи евро. Как варианты предлагали Ниццу и Ларнаку. Знакомые Александра таким предложением воспользовались — еще до пандемии на лето большая семья забронировала и оплатила дом на заграничном побережье. Но сам Александр лететь за такие деньги не готов.
Александр Толстых, руководитель группы компаний «Центр специального проектирования и строительства»:
«Даже за 3,5 тысячи евро, если ты вдвоем с женой, это уже семь тысяч евро в один конец, но при этом у тебя еще в салоне находятся пять человек, которых ты совершенно не знаешь и видишь в первый раз. И здесь вопрос уже достаточно философский: а стоит ли такой коммунальный перелет вложенных денег? Или стоит все-таки набраться терпения и подождать, когда откроются границы либо хотя бы когда откроются границы с Белоруссией, чтобы из Белоруссии куда-то полететь просто стандартным бизнес-классом, и это будет, естественно, в три раза дешевле минимум. Если ты летишь с левыми людьми, я не вижу смысла переплачивать столько денег».
Для большинства авиакомпаний зарубеж давно закрыт, но бизнес-сегмент продолжает летать. Полеты не прекращались даже в разгар пандемии. Правда, власти принимающей стороны требуют дополнительные документы на пассажира — рабочую визу или специальное приглашение, например для лечения. Право въезда дают также вид на жительство, гражданство либо подтвержденные родственные связи.
Цены на фрахт бизнес-джетов в последние месяцы не росли, а в ряде случаев даже немного упали. Перелет в Европу — от 20 тысяч до 30 тысяч евро, в США — от 75 тысяч до 150 тысяч евро за самолет. Ценник зависит от дальности маршрута, типа судна и от рейса — беспосадочный или с дозаправкой.
Джет-шеринг, а это и есть покресельная аренда, провайдеры деловой авиации в Штатах и Европе предлагают уже несколько лет. За рубежом услуга весьма популярна. Хотя в России подобная тактика существует больше года, только сейчас она начала набирать обороты. Похоже, пандемия сыграла этому бизнесу на руку. О выгодах и перспективах джет-шеринга рассуждает руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко.
Дмитрий Петроченко, руководитель проекта BizavNews:
«Думаю, что это будет весьма востребовано, потому что есть два фактора. Стоимость билета. Во-вторых, при джет-шеринге пассажиру предоставляются все те же возможности, как и классическому пассажиру в бизнес-авиации. То есть обслуживание через FBO, через терминалы бизнес-авиации, достаточно быстрое прохождение всех пограничных и таможенных формальностей, бортовое питание, ну и, самое главное, это наличие бизнес-джета. Это то, чего не хватало в бизнес-авиации. Я думаю, что этот сегмент будет очень востребован. Большой плюс у самолетов деловой авиации — это то, что он может сесть в любом аэропорту, куда не летают регулярные рейсы. А это, как правило, совпадает с наиболее популярными направлениями, например все Лазурное побережье, Сен-Тропе, Канны. Вот, например, в Канны регулярные авиакомпании не летают».
Рынок деловой авиации оживится с июля, считают его участники. К тому моменту карантинные препоны уйдут. И активный спрос не утихнет до начала октября. Лондон, Париж, Брюссель, Женева, Цюрих, Южная Европа — вот самые востребованные сегодня направления бизнес-перелетов. В случае конкретно с джет-шерингом лидеры по популярности — Малага, Кипр и Ницца, отмечает директор по развитию компании «Ваш чартер» Евгений Быков.
Евгений Быков, директор по развитию компании «Ваш чартер»:
«Большинство клиентов, которые приходят к нам с запросами джет-шеринга, это клиенты, которые летают бизнес-классом. Для них это обычная ситуация, и к тем бюджетам, которые предлагает шеринг, они готовы. Они хотят улететь по сопоставимой с бизнес-классом цене. Но ввиду качества и комфорта на борту частного самолета таких цен нет. То есть они несопоставимы. В среднем стоимость шеринга по наиболее популярным маршрутам, таким как Малага или Ницца, будет где-то от 3,5 тысячи до 6,5 тысячи евро. То есть они сейчас уже есть, такие цены, но рынок колеблется».
Если выбирать из уже сформированных предложений, шансы улететь джет-шерингом в назначенную дату близки к 100%. В случае, когда клиент выбрал иную дату или направление, время ожидания перелета с момента поступления заказа оператору может составить от трех дней до полутора недель. Более того, пассажира предупреждают, что его рейс может не состояться вовсе, если не найдется попутчиков.
В этом смысле фрахт всего судна надежнее: улететь в желаемую точку возможно уже через два-три часа, а в рекламных предложениях компании обещают подняться в воздух спустя всего 40 минут.