Швейцарская компания Pilatus Aircraft Ltd, расположенная в городе Штанс, – успешный производитель не только самолетов деловой авиации, но и учебно-тренировочных, которые закупают ВВС многих стран мира. В 2019 году компания отметила свое 80-летие!
Pilatus была основана в 1939 году как небольшой ремонтный комплекс, созданный для работы и обслуживания ВВС Швейцарии. Первый самолет Pilatus, SB-2 Pelican, был разработан в начале 1940-х годов и совершил свой первый полет в 1944 году. Переломный момент в истории компании произошел в 1959 году благодаря PC-6 Porter с поршневым двигателем, который позже был заменен на турбовинтовой. За успехом PC-6 последовал запуск более крупного самолета PC-12 с турбовинтовым двигателем, анонсированный в 1989 году, с первой поставкой в 1994 году. В течение десятилетий компания сосредоточивалась исключительно на сегменте турбовинтовых самолетов, но несколько лет назад расширила производственную линейку до бизнес-джетов, показав рынку Pilatus PC-24, двухдвигательный реактивный самолет. Переход в сегмент бизнес-джетов – это логичный шаг для успешного производителя турбовинтовых самолетов.
Секрет успеха Pilatus заключается в правильном выборе ниши и последовательной работе в ней, а также в большом опыте в разработке и производстве надежных и универсальных самолетов с коротким взлетом и посадкой (STOL), которые отлично зарекомендовали себя даже в самых сложных условиях. Это глубоко укоренилось в наследии Pilatus и его географическом расположении у подножия Швейцарских Альп. Аэропорт Буош, расположенный рядом с заводом Pilatus в Штансе, на 50% принадлежит Pilatus, а на 50% – кантону Нидвальден и находится в расщелине между горами.
Нефтяные месторождения, джунгли, открытое море – идеальные условия для РС-6
Мировую известность Pilatus принес Porter PC-6. Этот многофункциональный самолет производится в Штансе без перерыва с 1959 года, в настоящее время в небольшом количестве, менее десяти самолетов в год. PC-6 – одна из самых продолжительных историй производства типа в мировой авиационной индустрии. Этот самолет может взлетать с ультракоротких ВПП. РС-6 – универсальная платформа: самолет используется для спасательных миссий, для аэрофотосъемки, парашютного спорта, грузоперевозок. Он может приземляться на воду (колеса заменяются на поплавки). В кабине может разместиться до 10 человек или около 1000 кг груза, салон трансформируется за считаные минуты. Все эти возможности принесли РС-6 репутацию надежной «рабочей лошадки». В числе многих достижений Pilatus Porter занесение в Книгу рекордов Гиннесса: посадка на самой большой высоте (5700 м над уровнем моря) на самолете с неподвижным крылом на вершину ледника в Непале – мировой рекорд, который не улучшен по сей день! На данный момент поставлено около 600 самолетов РС-6, около 100 из которых были произведены в США по лицензии компанией Fairchild Hiller.
Популярность этого самолета дошла и до широкого экрана, Porter PC-6 засветился в нескольких голливудских и европейских фильмах, но больше всего сцен с ним можно увидеть в американском фильме Air America. В начале 70-х годов ЦРУ действительно заказало и получило более 23 РС-6, которые использовались для перевозки грузов и в боевых вылетах вместе с ВВС США во время войны во Вьетнаме.
РС-6 нашел свое применение и в России, несмотря на популярность в стране преимущественно бизнес-джетов.
Многофункциональная платформа и самый любимый турбопроп в мире
Новым бестселлером компании и шагом вперед в классе самолета в 1989 году стал Pilatus PC-12, а в конце 2019 года был представлен PC-12 NGX – новейшая модификация самого продаваемого однодвигательного турбовинтового самолета.
По словам Pilatus, успех PC-12 обусловлен сочетанием просторной герметичной кабины, низких эксплуатационных расходов, первоклассных летных характеристик и способности использовать неподготовленные травяные и гравийные поверхности.
За годы модификаций и доработок PC-12 стал использоваться для решения широкого спектра задач: от VIP-перевозок, авиатакси до грузовых перевозок и санитарной авиации, а также поисковых миссий. РС-12 – это универсальная платформа, которая в своем классе не имеет равных. Это единственный однодвигательный турбопроп, салон которого за считанные минуты трансформируется под задачи полета.
В Pilatus Aircraft смогли развенчать миф о том, что «чем больше двигателей, тем лучше», – это стало одной из самых главных побед компании и помогло РС-12 стать одним из самых любимых самолетов в мире в своем классе. На данный момент флот самолетов Pilatus PC-12 насчитывает более 1700 самолетов с общим налетом более 7 000 000 часов.
Из общего количества поставок 1081 самолет продан в США – несомненно авиационную державу, где существует несколько собственных крупнейших производителей. Но даже на таком высококонкурентном рынке РС-12 смог доказать свою уникальность и заслужить любовь владельцев.
Еще один пример того, что РС-12 – уникальный самолет, показывает некоммерческая организация Royal Flying Doctors, которая оказывает скорую медицинскую помощь жителям Австралийского континента и стала одним из самых крупных операторов РС-12.
В России РС-12 долгое время использовались в качестве авиатакси между городами, где нет прямого регулярного авиасообщения. А несколько лет назад РС-12 стал использоваться для целей санитарной авиации в Красноярском крае. По данным Красноярской краевой клинической больницы, РС-12 в 2018 году провел в воздухе 442 часа, совершив 81 рейс, в 2019 году (за 9 месяцев) – 271 час (51 рейс).
Новая категория бизнес-джета – суперуниверсальный РС-24
Исследования, проведенные в Pilatus, показали, что владельцы РС-12 мечтали о самолете с возможностями турбопропа (взлетать и садиться на короткие, неподготовленные ВПП), но гораздо быстрее и мощнее. И они его получили – это суперуниверсальный бизнес-джет PC-24. Он оснащен двумя двигателями FJ44-4А, оборудованными системой FADEC, каждый из которых обеспечивает максимальную взлетную тягу 1542 кг. РС-24 вмещает от 6 до 8 пассажиров (VIP-компоновка) или до 10 для задач авиатакси. Самолет поставляется с 7 вариантами компоновки: VIP-салон, авиатакси, комби, для санитарной авиации и специальных миссий и две быстромодифицируемые конфигурации.
PC-24 может взлетать с ВПП длиной до 890 м, а максимальная дальность полета – 3769 км (1 пилот, 4 пассажира).
PC-24 основан на почти 25-летнем опыте компании по производству и маркетингу PC-12. У него много общих характеристик с PC-12, в том числе большой багажный отсек и широкая грузовая дверь, возможность использования коротких грунтовых взлетно-посадочных полос. Это дает PC-24 преимущество на очень конкурентном рынке легких бизнес-джетов. Большая грузовая дверь существенно облегчает погрузку крупногабаритных грузов или носилок с пациентами.
PC-24 – единственный самолет, который сочетает в себе универсальность турбопропа, размер салона среднего джета и показатели легкого бизнес-джета. PC-24 был представлен публике на EBACE 2013, а в следующем году Pilatus продала первую партию из 84 PC-24 всего за полтора дня, и книга заказов была закрыта. Первый PC-24 доставлен американскому оператору PlaneSense 7 февраля 2018 года. Pilatus вновь открыл книгу заказов в мае 2019 года. На данный момент уже поставлено 75 самолетов.
У Pilatus Aircraft своя особенная философия, которая подтвердила свою успешность. Эволюционный путь самой компании и производства самолетов от PC-6 до PC-24 говорит о том, что инженеры используют предыдущий опыт создания самолета, шаг за шагом усовершенствуя последующую модель, выпуская надежные универсальные самолеты с уникальным набором характеристик, которые становятся бестселлерами, устанавливают мировые рекорды и навсегда овладевают сердцами своих владельцев!